Доманова Наталья Владимировна

Доманова Наталья Владимировна

Учитель-дефектолог, логопед высшей квалификационной категории, педагог – исследователь.

КГУ «Специальная школа-интернат №2» управления образования Карагандинской области

Образование:

Среднее специальное — Карагандинский медицинский колледж, 1997 г. Сестринское дело.

Квалификация: медицинская сестра.

Высшее — Кар ГУ им. Е.А. Букетова, 2001 г.

Дефектология. Квалификация: учитель – дефектолог, логопед.

Педагогический стаж – 25 лет.

Стаж по специальности – 24 года.

 

Педагогическое кредо: «Творить, пробовать, искать и развиваться

 Логопедическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях школы-интерната
Основная цель логопедической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, улучшить разборчивость речевого высказывания, тем самым обеспечить его полноценное развитие и социальную адаптацию в социуме.

Наш девиз: «Радоваться даже маленьким достижениям, преодолевая трудности, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!»

Задачи логопедической работы:

  1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата);
  2. Развитие речевого дыхания и голоса (формирование продолжительности, звонкости, выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции);
  3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи);
  4. Формирование артикуляционного праксиса (на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи);
  5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа;
  6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
  7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи;
  8. Развитие и совершенствование навыков письменной и устной речи.                          

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения детей с ДЦП, а так же способствует более успешному обучению школьников в условиях школы-интерната.

Основные направления логопедической коррекции:
• нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
• развитие зрительного и слухового восприятия;
• развитие эмоциональных реакций;
• развитие движений руки и действий с предметами;
• формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
• развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений;
• развитие сенсорных функций;
• развитие и коррекция познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания);
• формирование личности ребенка с одновременной регуляцией и коррекцией социальных отношений.

Логопедическая работа в нашей школе-интернате для детей с НОДА строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.

Логопедическая коррекция является составной частью общей комплексной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми педагогами школы-интерната, специалистами, медработниками и родителями.

Формы взаимодействия учителя – логопеда с педагогами
Посещение открытых уроков, индивидуальное консультирование, просветительская работа (семинары, мастер-классы) по профилактике и коррекции речевых нарушений, участие в экспресс — обзорах групп медико-психолого–педагогической комиссии.

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

В практике нашего учреждения активно используются традиционные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников: родительские собрания, консультации, беседы, опросы, анкетирование, информационные уголки для родителей, дневники взаимодействия, информационные буклеты, семинары-практикумы, мастер-классы, так же применяем на практике нетрадиционные – совместные логопедические занятия и праздники «Вместе мы сможем всё!»

Внедрение в практику инновационной модели дистанционного взаимодействия в форме «Партнерство учителя-логопеда и семьи в процессе дистанционной помощи детям с НОДА», что позволило осознанно включить родителей в совместный с учителем–логопедом дистанционный коррекционный процесс и повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах коррекционного воздействия на дефект ребёнка.

Основная задача дистанционной практики: совершенствование системы работы учителя – логопеда с семьёй в процессе коррекционной деятельности, повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития речи детей через дистанционное обучение, предоставление обучающимся возможности освоения коррекционных образовательных программ через дистанционное обучение в период непосещения образовательного учреждения.

Онлайн-уроки на платформе ZOOM и участие детей в дистанционных конкурсах с поддержкой родителей

Формирование мотивации на логопедических занятиях у обучающихся с НОДА – основное условие успешного обучения

Эффективные способы логопедической коррекции

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входят такие направления, как:
— логопедические сказки, логоритмика,
— работа с природным материалом (вода, песок, камешки),
— работа с крупами (манка, рис, фасоль, горох, макароны),
— работа с вторичным сырьём (крышки, бутылочки, коробки),
— работа с разными логопедическими куклами,
— работа с графическими схемами, как прием мнемотехники,
— многофункциональное использование дидактических пособий, как творческой деятельности.
А также использование разнообразных игр для улучшения эмоционального настроения ребенка на занятии.
В логопедической практике с воспитанниками с НОДА такие методы помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

«Дыхательная гимнастика на свежем воздухе»

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи. Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.

«Вкусная артикуляционная гимнастика в сочетании со сказкотерапией»

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребенок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. «Мы вместе выполняем артикуляционную гимнастику интересно, весело и с удовольствием не только в школе, но и дома!»

Систематическое выполнение таких упражнений даёт возможность:

• Самостоятельно научить выговаривать правильно звуки. Если начать выполнять артикуляционные упражнения с 4 лет, то некоторые звуки могут появиться в речи без помощи специалиста.

• Быстрее справиться со сложными речевыми дефектами. Выполняя упражнения, вы сможете натренировать речевые мышцы, что позволит логопеду быстрее справиться с постановкой звука.

• Избавиться от вялой артикуляции. Такие упражнения полезны детям, которые правильно выговаривают звуки, но их речь неразборчива. Речь идёт о тех детях, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Пользу речевой гимнастики хорошо понимают взрослые. Но далеко не каждый ребёнок соглашается сесть перед зеркалом и выполнять однообразные монотонные движения губами и языком.

Для этого детям предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

«Дружно мы играем, наши ручки развиваем!»

В действительности, что же такое «ручная моторика»? Это, прежде всего, движение мелких мышц кистей рук, а также мышц руки от запястья до плеча. Все эти движения задействованы, когда ребенок ест ложкой, отщипывает кусочки хлеба, надевает носочки, застегивает пуговицы, держит стакан, рисует.
То есть, без развития мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся последующая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы как для обучения письму, рисованию, но и для множества разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому нужно воспринимать динамические упражнения не просто игровыми, но и развивающими.

Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Крышкоград»
Как можно использовать вторичное сырьё — крышки от разных ёмкостей?
Это пособие закрепляет навыки » закручивания и » раскручивания». Развивая мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы стимулируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Цель: развивать воображение и интеллектуальное творческое саморазвитие
детей, их сенсорной сферы, включая детское экспериментирование.
Задачи:
1. Учить творчески инициативно подходить к решению проблемных
задач.
2. Развивать системное мышление, воображение, творчество, речь,
тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую
деятельность.
4. Закреплять и систематизировать знания о крышках: из чего сделаны, их
свойства и качества, строение и назначение.
5. Формировать умение рисовать крышками на картоне, выкладывать из
них простые изображения.
6. Воспитывать нравственные качества: отзывчивость, доброту, желание
помогать другим в ходе совместной деятельности.Ожидаемый результат логопедической коррекции
Формирование у детей с ДЦП всей системы полноценной речевой деятельности: развитие понимания обращенной речи, расширение активного и пассивного словаря, формирование лексико-грамматических категорий и связных высказываний, улучшение произносительной стороны речи, развитие у детей полноценного речевого развития.
Комплексные, систематические занятия с использованием нетрадиционных и ИКТ технологий в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, помогут достичь заметных результатов.
Подключение к процессу логопедического сопровождения детей с ДЦП не только врачей, педагогов, массажистов, но и семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *